На кастингах я не иду отдельным списком, но уже и не стою в очереди
Имя Валерия Яременко хорошо знакомо, прежде всего, театралам.
Актер выходит на сцену не только родного театра им. Моссовета, но он также занят и в других театральных проектах.
Встречу корреспонденту газеты «Работа в столице» Валерий назначил перед очередным спектаклем «Иисус Христос - суперзвезда»,
в котором он играет одну из самых известных своих ролей.
Валерий, что вам дала учеба в ГИТИСе?
Я учился в актерской группе режиссерского факультета, и мне
много дало именно это соединение, когда ты не просто актер,
который делает самостоятельные отрывки с таким же
студентом-актером, а ты уже работаешь со студентом, который
учится на режиссера.
В каждой профессии существуют свои
«подводные камни», о которых даже не подозреваешь, пока не
окунешься в эту атмосферу. Актерское ремесло - не исключение?
Те подводные течения и рифы, которые я себе фантазировал, я как
раз обошел, но не в силу того, что я такой хороший штурман, а
просто так сложились обстоятельства, и мне повезло. Я сразу
после выпуска попал в театр, а это был 1986 год. Когда я пришел
в театр, те, кто не устроился, обещали, что меня съедят,
говорили, что в таком большом театре с такими «монстрами» можно
просто надорваться. Естественно какое-то время я походил в
массовке, как это и положено, но потом получил одну роль,
вторую, вошел в репертуар и пошло, поехало...
Как молодой актер может обратить на
себя внимание?
Режиссер приходит, смотрит спектакли и выбирает. Если твоя
фактура подходит, то тебя берут в работу. Бывает так, что ты —
просто модный. Молодые ребята, которые сейчас появляются в
одном-другом сериале, становятся медийными, вот театр и
приглашает актера засвеченного для того, чтобы зритель пошел
посмотреть знакомое лицо и отдал бы свои деньги за билет. Мы
живем в условиях рыночной экономики - что покупается, то и
продается.
Насколько Ваша работоспособность
зависит от партнеров?
Великое счастье, когда ты любишь партнера! Но если ты его не
любишь, и если он тебе не дает то, чего тебе бы хотелось, но ты
продолжаешь играть любовь, вот это - называется мастерством.
Зритель же ни при чем, если мне надо играть любовь к женщине,
которая в жизни у меня не вызывает никаких эмоций, а как человек
просто неприятен. Это — уже актерская кухня. Кто-то может
представить себе другого человека. Но я не представляю, я
стараюсь зацепиться за положительную энергию этого человека,
ведь в каждом можно найти что-то хорошее. А еще есть такой
важный момент как внимание. Например, если я буду смотреть в
глаза своей партнерши и не обращать внимание на то, что она ну,
скажем, никакая, но при этом быть внимательным и следить за
каждым ее взглядом, вслушиваться в интонации ее голоса, или хотя
бы подробно изучать строение ее носа, то уверяю, создастся
впечатление, что я люблю этого человека. Это я говорю о том
случае, когда тебе не повезло, но могу назвать и своих любимых
партнерш. Например, Теона Дольникова в «Notre Dame de Paris».
Когда я с ней пел, у меня внутри такое творилось, что иногда
случался голосовой спазм, а нужно ноту брать. Накатывается
слеза, а ты ничего не можешь сделать. В этом случае я другому
учился — если я знаю, что играю с Дольниковой, значит, вот это я
сделаю формально, а вот на этих нотах я могу пустить душу. Моя
первая серьезная партнерша Ольга Михайловна Остроумова в
спектакле «Завтрак с неизвестными» буквально за руку меня брала,
и мы отрабатывали какие-то мизансцены. У нее замечательное
качество - увидеть-услышать-понять. Бывали моменты, когда я
что-то не добирал, и чувствовал, что она отдает мне энергию для
того, чтобы я проснулся.
В репертуарном театре актер может
отказаться от работы, от конкретной роли?
Это заслужить надо. Я уже нахожусь в таком положении. Другое
дело - как отказываться. Те, которые ногой открывают двери и
кричат: «Я - звезда», вызывают смех и неуважение. А если твои
отказы обоснованы, если ты приводишь доводы, которые позволяют
тебя услышать, то режиссеры, находящиеся в здравомыслии, могут
всегда откликнуться.
Ныне Вы - лицо узнаваемое, работаете
не только в родном Театре им. Моссовета. В антрепризу Вас
приглашают, или Вы все рано проходите кастинги?
Антреприза изначально предполагает, чтобы ты кем-то уже был. И
даже если ты - не киношный идол, то, во вся-ком случае, ты
должен быть артистом, которого знают по работе в театре. Поэтому
тебя чаще всего приглашают без кастингов. Например, у меня был
кастинг на «Notre Dame de Paris», но это было одно название от
«кастинга», меня конкретно приглашали — «хотите играть Квазимоду
или хотите играть Фроло». Это не значит, что я шел отдельным
списком, но я и не стоял в общей очереди. Пришел, показал себя
как вокалиста, «Устраивает?» - «Да, устраивает», подписали
договор.
На Вашем счету несколько музыкальных
спектаклей. Приходится дополнительно заниматься вокалом?
Естественно. Есть такое понятие - профессиональное или
непрофессиональное пение. А дальше нужно понять — дотягивает ли
человек, а может, он поет в другой тесситуре. Допустим, «Notre
Dame de Paris» для меня на сегодняшний день проще петь, чем
«Иисус Христос - суперзвезда», потому что я стал уже взрослым
мужчиной, и у меня голос стал ниже. Для меня уже петь спектакль
«Иисус Христос - суперзвезда» становится опасно, я же пою без
фониатра. К сожалению, театр им. Моссовета не может создать
необходимые условия для этой роли. По большому счету это —
преступление то, что мы - драматические актеры - поем, а потом
тратим те небольшие деньги, которые зарабатываем на этом
спектакле, на реабилитацию — покупку лекарств, визиты к тому же
фониатру. Сегодня я решил, что буду последний раз петь спектакль
«Иисус Христос — суперзвезда». Если вдруг, не дай Бог, я сорву
голос, то, как минимум лишусь работы. Мне кажется, есть масса
материала, который соответствует моему возрасту, моему
сегодняшнему отношению к жизни. Игорь Демарин, которого я знаю
по Ансамблю песни и пляски Черноморского флота, предложил мне
материал рок-оперы «Парфюмер», он мнесразу же сказал: «Обрати
внимание на Гренуя». Но я однозначно ответил «Я — уже не Гренуй,
но на тему Бальдини, мечтал бы пофантазировать». Тем более тема
вдохновения любому актеру понятна, и мне вполне хватает того
чувственного музыкального материала, который есть в партиях у
Бальдини. Этому интересному для меня персонажу есть о чем
страдать, о чем лить слезы. А я, признаюсь, люблю это дело. И
пусть это не главная роль, но меня очень заинтересовал этот
образ.
Для Вас как востребованного актера
актуально понятие тайм-менеджмента с его планированием времени,
расстановкой приоритетов?
Нет. Я часто все делаю по наитию. Раньше прислушивался к
компетентным людям, которые подсказывали, и если это совпадало с
моими чувствами, я был очень рад. А в последнее время у меня,
слава Богу, есть директор, который еще и является моей женой.
Это здорово, когда уже два человека принимают решение, очень
важно услышать голос, который поддержан профессионально. Пока я
не чувствую больших перекосов. У меня, наверно, ровно столько
работы, сколько и надо для того, чтобы не забыть, что ты еще и
человек, которому нужно не умереть через 3 года.
А какова Ваша терапия возвращения из
образа к своей нормальной жизни?
Прислушиваюсь к своему телу. Если тело хочет расслабиться в
теплой ванной, за стаканчиком теплого молока, чая или вина, не
отказываю себе в этой радости. Либо могу вообще ничего не делать
— принять душ, упасть и уйти в пространство с ощущением, что ты
оказывается полубог, или, наоборот, ты так сегодня облажался,
что лучше скорее заснуть.
В кино Вы - редкий гость, нет
интересных сценариев?
Нет, просто не сложилось. Вероятно в большей степени я —
театральный актер, которому уже неприлично ходить и стучать в
двери: «Смотрите, я есть». Придете - придете, не придете — Бог с
Вами, я проживу, у меня вполне хватает театральной работы. Ну не
сложилось, ну не попал в обойму киносчастливчиков.
Более 10 лет назад Вы попали в
голливудскую картину. Что Вам дал тот опыт?
Так получилось, что физиономически я очень похож на исполнителя
одной из главных ролей «Полицейской академии 7» Рона Перельмана
- я с родным братом так не похож, как с ним. Даже сами
продюсеры, когда меня увидели, стали кричать:
«Фантастик-фантастик!» Я-то думал, что это я — фантастичен, а на
самом деле они говорили: «Надо же в Америке не нашли такого
«урода», а здесь нашли». Тот опыт мне дал понять, что кино — это
удел богатых людей. Я видел, как люди тратили деньги
направо-налево, создавая фильм в другой стране - снимали по 20
дублей, каждому актеру отдельный ка-мерваген. Для меня
«Полицейская академия» оказалась фильмом, который показывает,
что такое слаженная группа, а результат, увы, оказался совсем не
тем, каким мог бы ...
Что Вы можете посоветовать нашим
читателям, которые думают связать свою жизнь с актерским
ремеслом?
Надо прислушаться к собственным ощущениям и понять, если ты не
можешь без этого ремесла, то тогда, конечно, нужно идти в актеры
и творить в силу своих возможностей. Могу пожелать быть, а не
казаться. Если ты чувствуешь, что ты - актер, тогда будь им!
Беседу вел Олег Рудаков. 28 марта 2008 год.
|