Пришлось играть голышом
Море – моя стихия
Самое яркое воспоминание детства?
Я родился в Севастополе и поэтому природный человек.
Мой отец профессиональный моряк, мой дедушка рыбак.
Во время войны в Севастополе он спас не только нашу семью, но и других людей тем,
что ночью выходил в море и ловил рыбу под обстрелом. Для меня море - очень органичная субстанция,
я в ней очень хорошо себя ощущаю. Самое яркое воспоминание? Это время, когда мы жили в запретной зоне.
Отец ночью уходил к морю и возвращался с целым ведром крабовых клешней. Их же можно было оторвать,
а они потом у крабов опять восстанавливались, как хвост у ящерицы. Представляете, какая была экология!
Вы тоже в детстве крабами промышляли?
Меня краб один раз укусил, и я подумал: зачем рисковать самому, если папа делает это гораздо успешнее.
У меня была классическая история под названием «Мальчик и дельфин». Я выходил на просторы моря и видел дельфина,
который появлялся на горизонте. Мне казалось, что он приплывает именно ко мне, я даже разговаривал с ним...
А однажды я нашел этого дельфина на берегу - он погиб вовремя шторма. Мне было лет пять.
И это событие стало первым потрясением в моей жизни, я очень сильно переживал...
А ваша первая любовь тоже связана с морем?
Именно так. У нее были жиденькие косички, звали ее Лена. Мы вместе гуляли среди степи.
Природа давала нам возможность быть самими собой. И если говорить обо мне, то я всегда
чувствовал свое отличие от городских детей, у которых были куклы, машинки, сейчас есть компьютеры, -
у меня была живая природа. Мне интересно было ловить бабочек, червячков, паучков, я не боялся ящериц, сколопендр.
Мог перевязать ящерицу веревочкой и выгуливать ее на поводке. К лапке шмеля привязывал ниточку и носил его как шарик.
Это ощущение себя частью природы так со мной на всю жизнь и осталось.
Москва покоряется дерзким
Чем вы завоевали доверие Москвы?
Наверное, дерзостью и упрямством. Собираясь в Москву, я был полностью уверен, что столица примет
меня - простого севастопольского парня - в свои могучие объятия.
И вы сразу ее полюбили?
Москву я полюбил не сразу. Долгое время вспоминал «Легендарный Севастополь, неприступный для врагов».
Но на сегодняшний день Москва стала для меня не только городом, где я могу реализовать свой творческий потенциал,
но и городом, в который меня так тянет после долгого отсутствия.
А на вокзалах ночевать не приходилось?
Не пришлось - друзья помогли. Сначала один «выбил» для меня комнату с кроватью, потом руку помощи протянула
бывшая однокурсница по театральному училищу, которая пристроила меня в общежитие Щепки.
Значит, правильно говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей...
Правильно. Опять же один из сокурсников помог мне в свое время устроиться работать дворником. Быть
студентом-дворником - это ох как круто! Я смог поменять общагу на «дворницкие хоромы» на Сретенке. Стипендия плюс
хорошая зарплата, бесплатное жилье в центре Москвы, серьезный фитнес на свежем воздухе с метлой или ломом в зимний период.
В результате «отличная физическая «форма» получилась как-то сама собой.
Когда вы наконец поняли, что Москву покорили?
Я не могу сказать, что покорил Москву. Москва меня просто не отвергла и приняла в свою театральную семью.
Синтетический актер - это кто?
Это актер, который может и петь, и говорить, и танцевать. Нужно очень многое уметь, чтобы в определенный момент
суметь достать из своей копилки нужное и сыграть.
Как все начиналось? Я имею в виду роль Иуды...
Получилось так: в далеком 1991 году Павел Хомский выпускал спектакль «Иисус Христос - суперзвезда». По тем временам
для Москвы этот спектакль был неожиданным и необычным. Просто «бомба» - иначе не скажешь! Актеры Театра Моссовета стали
актерами театра Музсовета - так мы шутили. Причем многие артисты других театров очень горячо доказывали нам,
что «участие в подобной авантюре» - это позор, что такой спектакль зрителю не нужен... Прошли годы, многие
спектакли бесславно «загнулись», а наш до сих пор живет.
Спектакль идет уже 16 лет, вы до сих пор в нем принимаете участие?
Принимаю, но уже не в том жестком режиме. Про меня говорят, что, мол, Яременко всю жизнь играет эту роль. Нет, не всю!
До меня ее играли многие актеры, большинство из них со временем перебрались в другие театры, а некоторые и вовсе уехали из
нашей страны. Остался я и Антон Деров. Причем Антон сейчас играет больше, чем я. Потому что я стал замечать: голос с возрастом
садится и мне с каждым годом становится все сложнее петь.
А про период, связанный с мюзиклом «Нотр-Дам» и ролью Квазимодо
в нем, что можете сказать?
Этот мюзикл для меня – самый настоящий «айсберг» и хорошего, и плохого. Честно говоря, я изрядно настрадался
от своего персонажа. Для актера самое главное чувствовать любовь к себе. А здесь меня «стирали», будто ластиком. И все
время пытались задвинуть куда-нибудь подальше… Нас было четверо Квазимод, но все лавры достались Славе Петкуну, к которому
я прекрасно отношусь и не хочу сказать о нем ничего плохого. Короче, сложилось так, как сложилось… Слава был фаворитом, а
мы были просто рабочими лошадками.
Пересчитаем их по пальцам
Можете ли вы сами выбирать себе роли?
Уже могу. Ко мне прислушиваются. Вот пример. Однажды я пришел к режиссеру и сказал: «У меня творческий кризис, мне не
нравится то, что я делаю. Готов откликнуться на любое предложение из другого театра, если оно мне покажется интересным...»
Я нашел пьесу, она называется «Прикосновение», я же привел режиссера Саркисова, который был моим педагогом. В этой пьесе
подписываюсь практически под каждым словом, которое говорит мой персонаж.
Он похож на вас?
Я давно уже понял, что во мне столько всего намешано! Как, впрочем, и в вас. Просто у вас нет возможности реализовать
себя во всех качествах, а я могу! В какой-то роли могу выпустить наружу сидящего во мне монстра и тем самым избавить от
лишних переживаний близкого мне человека. Могу со сцены признаться в любви конкретной женщине. Постоянное доставание какого-то
человека из себя - это моя философия труда, который, по большому счету, и трудом не является..
Как вы относитесь к звездности?
Это понятие настолько затерто, что оно уже стало просто раздражать. Не только людей, для которых эти звезды якобы
зажигаются, но и самих актеров. На самом деле в мировой истории звезд - считанные единицы. Марлен Дитрих, Мэрилин Монро...
У нас звезд «пекут» как пирожки или высасывают из пальца... Я не звезда, а рабочая лошадка. На звезду работает целая индустрия.
На меня никто не работает, только я сам. Я даже не популярный актер. Многие о моем существовании просто не знают.
Почему вы так мало снимаетесь в кино?
На сегодняшний день я так много сыграл достойных, хороших ролей в театре, что не хочется размениваться на мелочи.
С моей театральной занятостью я не могу даже фантазировать на тему кино. У меня шесть спектаклей в Театре им.Моссовета и
четыре за его пределами. Мне редко удается куда-то выбраться. Но работы в кино на самом деле хватает. Скоро на экраны должен
выйти новый фильм Светланы Дружининой «Виват, Анна Иоанновна!» - это продолжение серии ее фильмов о дворцовых переворотах
в России. Главную роль сыграла Инна Чурикова, а мне досталась роль немецкого офицера - забияки и драчуна. В фильме о знаменитом
меценате Савве Морозове я играю весьма неожиданную для себя роль -театрального режиссера Константина Станиславского. Сначала
никак не мог отождествить себя с этим человеком-великаном, но когда сделали пробы – оказалось, что есть внешнее сходство.
Как вы согласились показать стриптиз?
В спектакле «Трамвай «Желание»» я играл роль Стенли Ковальского. Роль – архисложная и серьезнейшая, но играть ее пришлось…
голышом! А что делать - иногда приходится быть брутальным... Я люблю разные роли. В одном из спектаклей танцую стриптиз,
в другом играю гея! Прелесть актерской профессии в том и состоит, что можно быть разным и не стесняться «вытащить из себя»
на свет божий частичку черта, которая в нас заключена подчас! Захотелось рискнуть. И получилось прекрасное сочетание
драматического спектакля и эротического шоу. На самом деле мы не делаем ничего такого; после чего с нами можно было
бы не здороваться. У меня нет никаких комплексов. Нас всех связывает крепкая мужская дружба.
При желании все совместимо!
Каким образом умудряетесь все совмещать — и театр, и кино, и телевизор?
Наверное, за счет внутреннего ощущения свободы и благодаря помощи людей, которые профессионально во мне заинтересованы.
Сам не знаю как. Да просто везет!
Как вы относитесь к рекламе?
К съемкам в рекламных роликах отношусь положительно. Реклама - это работа, хороший заработок, а иногда - и известность.
Например, Люся Артемьева благодаря рекламе майонеза пробилась в актрисы и теперь снимается в кино. Если ты просто служишь
актером в театре - ты нищ. Что в театре можно украсть? Я вот по молодости на сцене гвозди воровал, электродрель... Поэтому,
если я решаюсь продать себя, так только задорого!
Хобби у вас есть?
Когда я проработал в театре лет пять, у меня вдруг случился творческий кризис. В момент «прозябания» я увлекся лепкой.
Лепил безудержно куколок из глины, используя при этом флакончики из-под духов, еще какие-то смешные рожицы. Потом все это
раздаривал друзьям... Разрисовывал обои в комнате, собирал сухие ветки и раскрашивал их.
Вы музыку сами не пишете?
Есть такой факт в моей биографии. Свою первую песню «Королева» я написал в 18-летнем возрасте. Прочел однажды
сентиментальные стихи Семена Надсона, и музыка сама по себе возникла. Потом, уже в более зрелом возрасте, я просто записал ее.
А недостатки имеют место?
Мой самый главный недостаток - излишняя доверчивость. Поэтому порой становлюсь жертвой непорядочных людей.
Ваше главное достоинство?
Я - жизнелюбивый трудоголик.
За вами водятся какие-нибудь странности?
Как любой творческий человек, я крайне уязвим. Из состояния абсолютного счастья могу моментально впасть в состояние
ступора. В эти моменты бегу из города, стараюсь скрыться от всего мира. Меня природа лечит. Уже не раз замечал: стоит мне
окунуться в чистое море, как я выхожу из него обновленным. Бывало даже, я просто пил морскую воду - мне было это необходимо.
Однажды понял, что меня может лечить и запах ладана...
Вы любите путешествовать?
Есть люди, которые однажды открыли для себя какое-то место на земле и ездят только туда. А есть те, кому интересно каждый
раз открывать новые страны. Я отношусь ко вторым. При этом всегда стараюсь совместить работу с - отдыхом, это мне очень нравится.
Просто так лежать на пляже - не для меня. На пятый день начинаю выть. Я не могу просто так читать книгу - я должен знать, что
она потом обязательно пригодится мне в работе...
Беседу вела Александра Ханжина. Газета "Декамерон" № 11 от 2007 год.
|