Диагноз — артист
Заслуженный
артист России Валерий Яременко — это не артист, это фейерверк!
Причем не только в профессии, но и в самой обычной жизни. Эдакий
человек-праздник, который источает исключительно согревающую
творческую энергию. При всех своих серьезных взглядах и жестких
принципах изъясняется он всегда шутками-прибаутками. Потому и
любят его зрители от мала до велика. Особенно дети и женщины.
Кстати, о дамах. Внимание, мало кому известная информация! 28 апреля господин Яременко к великой горести
своих многочисленных поклонниц будет гулять на собственной свадьбе. Не вынесла, так сказать, душа поэта
холостяцкой жизни. Да и странно бы было, если бы актерское сердце не коснулась своим крылом любовь…
Тем более жизнь творческая у Валерия пауз практически не имеет — съемки в новых картинах и телепрограммах
чередуются с репетициями в родном театре Моссовета и антрепризах, сольные концерты требуют написания новых песен
и стихов, а еще гастроли, гастроли, гастроли. Благодаря таковым Яременко и в Риге частый гость. Пару-тройку раз
в сезон он обязательно приезжает к нам в гости — то с культовыми антрепризными проектами ("Ladies'Night", "Трактирщица"),
то с родным театром им. Моссовета ("Иисус Христос — суперзвезда", "Бог"). В позапрошлом году Валерий и вовсе провел
в общей сложности более месяца на земле латвийской — когда снимался в одной из главных ролей в картине Инары Колмане
"Мона". Работал он, между прочим, на латышском языке!
Ребята записывали мне на
диктофон фразы на латышском, и я их заучивал. Говорят,
изъяснялся практически без акцента. - А какие-нибудь слова
латышские еще помнишь? - Ludzu и labrit. Еще помню несколько
заученных выражений, но могу сказать их невпопад и поставить
всех в недоумение. Перевода-то я уже не помню. - Когда ожидается
премьера ленты? - Мне сказали, что осенью. А осень — время
символическое, это период сбора плодов, и для выпуска фильма,
пожалуй, лучше сезона не найти. Не говоря уже о том, что я и сам
человек осенний — родился в октябре. Кстати, в этот же период
выйдет еще одна картина, в которой я снимался параллельно с "Моной"
и которую тоже снимала женщина-режиссер — Светлана Дружинина.
Фильм называется "Виват, Анна Иоановна!", это такое
монументальное произведение, главная тема — дворцовый переворот.
А любой дворцовый переворот, сама понимаешь, предполагает
большое количество народа. Я играл немецкого офицера, который
иногда изъясняется на немецком.
Так проявляют себя мои природные данные
Яременко — коренной
севастополец. Начинал свой актерский путь как матрос-певец. От
службы в армии он не косил и отправился туда добровольно — в
ансамбль песни и пляски Черноморского флота. Перед самым
увольнением в запас решил поступить в Киевский театральный
институт Карпенко-Карого. Предстал пред ясны очи приемной
комиссии, возглавляемой Адой Николаевной Роговцевой, во всей
красе — форма, тельняшечка, открытая белозубая улыбка, ясный и
бесхитростный взгляд.
Курс набирали украинский. С
грехом пополам, коверкая слова, Валерий прокричал что есть мочи
какую-то нелепую юмореску. Комиссия расхохоталась. Абитуриент
решил, что мэтры пришли в восторг от его гениальности, а
оказалось — смеялись над произношением. Тем не менее ему
шлепнули вожделенный штамп на увольнительную и пригласили на
следующий отборочный тур. А Валера отправился… покорять Москву.
В Щепкинском училище, посмотрев его показ, Михаил Иванович Царев
вынес мрачный вердикт: "Парень способный, но хамов на курсе я не
потерплю".
Я был хоть и тихий, но
при этом все-таки наглючий, — смеется артист. На экзамене по
танцам прокрутил сложный пируэт, мэтр поинтересовался: В
ансамбле занимались танцами? А я эдак небрежно: Не обращайте
внимания. Так проявляют себя мои природные данные . И "Щепка"
громко хлопнула перед моим носом дверями. В итоге поступил на
режиссерский факультет ГИТИСа, о чем ни секунды не жалею. По
окончании был приглашен в Театр Моссовета, в котором и тружусь
до сих пор.
Будучи студентом, Яременко
умудрился заполучить себе во временное пользование двухкомнатную
квартиру в центре Москвы. Он пошел работать дворником. Тогда
московские дворы мели лучшие люди: ребята из архитектурного
института, художники, журналисты, актеры, режиссеры. Валера
убирал участок на Сретенке. Работа эта давала ему стопроцентную
уверенность в себе, в том, что он самостоятельный мужик. Дошло
даже до того, что, трудясь в театре, он пару лет не оставлял
родную метлу и милые сердцу грабли.
Помню, меня утвердили на
главную роль в фильме "Поражение" по роману Даниила Гранина "Иду
на грозу". Эта кинокартина, где мы снимались вместе с Олей Кабо
и покойным ныне Женей Дворжецким. Так вот, уезжая на съемки, я
честно выдавал соседке — татарке Розе — деньги, чтобы она
тщательно убирала мой участок. Когда фильм вышел на экраны,
жильцы стали интересоваться: Что за актер там снялся? Вылитый
наш дворник! Я объяснял: Подметаю, понимаешь, улицу, рядом
останавливается мосфильмовская машина. Оттуда выходит главный
режиссер, смотрит на меня и хвалит: Как хорошо ты метешь! А в
кино хочешь сняться? Я, не задумываясь, передаю метлу Розе и
подаюсь в артисты . (Смеется.) Мне верили, потому что никто даже
предположить не мог, что в свободное от борьбы с мусором время я
тружусь в театре.
Лучше уж быть Зверем Сергеевым, чем Сергеем Зверевым
В театре им. Моссовета
Валерий Яременко теперь играет только главные роли, в числе
которых есть и герои-любовники, и комические персонажи, и
трагические. Но самую неожиданную для себя роль он получил
совсем недавно — в фильме, посвященном меценату Савве Морозову,
он играет самого… Станиславского! Вроде ничего общего во внешнем
облике у них нет — скажете вы. И ошибетесь. Потому что увидите
картину и поймете — Валера и Константин Сергеевич — это одно
лицо.
Кто все-таки первый разглядел в тебе черты Станиславского?
Для меня это большая
загадка. Прочел сценарий и подумал — чем черт не шутит! А потом
я так много раньше в жизни боялся… Сегодня стал намного смелее,
научился себе верить.
А как ты лично относишься к знаменитой системе мастера?
Естественно, я ее читал и
изучал в театральном институте. Понимал, что она работает. Но
только для одаренных и чувственных. Каким, собственно, и был сам
Константин Сергеевич.
В каких случаях ты отказываешься от ролей?
Если чувствую, что это
пошло. Никогда не смог бы сниматься в роли, которая граничит с
порнографией.
В таком случае, какой театр тебе ближе — зрелищный или
психологический?
Ну, вот я ходил на
последние спектакли Сергея Женова — вроде зрелищности особой
нет, все по Станиславскому — петелька-крючочек … Самое ценное
для меня в спектакле — увидеть человеческие взаимоотношения. Да,
хорошо, когда спектакль оформлен красиво, дорого и в тему, но
театр возможен и при наличии двух актеров. Впрочем, я очень
часто видоизменяюсь, сегодня люблю одно, завтра другое. Но в
большей степени я за тот театр, который производит впечатление
на мое сердце и душу, а не просто на глазное яблоко.
Ты согласен с тем, что российские артисты сегодня очень четко
делятся на высшие и низшие категории?
Рыночная экономика
породила рыночное распределение актеров. И в этом плане у нас
существуют как завышенные ставки, так и заниженные — в силу
скромности. Существуют малобюджетные проекты, что ни в коем
случае не говорит об их качестве. Просто кому-то в жизни везет
больше, а кому-то меньше… Москва — безумно дорогой город, там
нужно иметь связи, чтобы знать, где и когда действуют различные
скидки. Мы живем в богатой стране, но живем кастово. Кто-то в
день тратит миллион, а кто-то стреляет сотенную до зарплаты.
Меня лично тошнит от глянцевых журналов, в которых толстосумы
выставляют напоказ, за сколько тысяч они купили себе часы,
жене — шубу, а любовнице — драгоценности. Это неуважение к
настоящим трудягам, которых превратили в рабов…
Хотя должен признать, что я
постепенно вылечиваюсь от болезни под названием ложная
скромность . Ибо постулат бедный, но счастливый сегодня
становится архаичным…
Что для тебя значит быть стильным?
Это значит не только
отвечать канонам моды. Стильный человек — это гармоничный
человек, который чувствует пропорции и умеет себя распределить
во времени и в пространстве. Знаешь, меньше всего в этой жизни
мне хочется быть парикмахером Сергеем Зверевым, у которого
прикид от кутюр. Лучше уж быть Зверем Сергеевым. (Смеется.)
Свою программу на ТВ не думаешь создавать?
Увы, я не варюсь в котле
тех людей, что задают свою музыку на ТВ. Да и не чувствую в себе
сил, что могу создать кому-то конкуренцию. Для этого нужно иметь
особый дар, коим я не обладаю. А потом это столько требует
энергии, что надо будет забыть, что изначально я театральный
актер. Поэтому я просто откликаюсь на предложения коллег
поучаствовать в какой-нибудь программе.
И чаще всего ты участвуешь в телепроектах Михаила Швыдкого. А
можешь ли сказать, что с ним ты на дружеской ноге?
Но я с ним и вижусь в
основном на съемках "Жизнь прекрасна!" и "Театр + ТВ". Не могу
назвать себя его другом, но когда мы видимся, ложной и натяжной
улыбки на его лице я не вижу, а теплое человеческое отношение
ощущаю, и рукопожатие его внушает веру на дальнейшее
сотрудничество.
Каким образом умудряешься все совмещать — и театр, и кино, и
телевизор?
Наверное, за счет
внутреннего ощущения свободы и благодаря помощи людей, которые
профессионально во мне заинтересованы. Сам не знаю как. Да
просто везет! Родной театр — это служба. А главное мое хобби
вести различные корпоративные мероприятия. Это стало уже моей
профессией.
Какие у тебя на эти мероприятия расценки, если не секрет?
Ниже чем за три тысячи долларов уже не работаю. Хотя всегда
бывают исключения. Например, благотворительные вечера, к которым
я отношусь с особым уважением. НО! Быть просто тамадой для меня
неприемлемо. И мне в первую очередь интересно совмещать работу
ведущего и певца. Кроме того, я принимаю непосредственное
участие в разработке сценария, стараюсь вносить креативные идеи,
которые могут заинтересовать заказчика.
Беседу вела Наталия Захарьят. MK Латвия от 04 мая 2007 год.
|